ОБ АНАРТХАХ Что такое анартхи? Анартхи, от которых мы должны очиститься, – что это такое? Правильно кто-то сказал: это привычки. Это привычки и качества, которые сформировались у нас или которые мы приобрели за время существования в материальном мире, необходимые нам для того, чтобы мы могли существовать в материальном мире. Поэтому от них так трудно избавиться. Вожделение нужно человеку в материальном мире? Куда я без вожделения? Кому я нужен буду без вожделения? Я же никому не нужен буду без вожделения! Кто меня полюбит без вожделения?! Гнев – полезная вещь в материальном мире? Можно прожить в материальном мире без гнева? Гнев – это сила, которые любые препятствия может преодолеть. Мне же нужно добиться чего-то. Зависть нужна в материальном мире? Нельзя без зависти жить в материальном мире! Как можно жить? Неинтересно жить без зависти в материальном мире! Гнев, иллюзия... Гордость – хорошая вещь? Полезная? Это все в высшей степени полезные вещи, это важные, полезные вещи! Потому что здесь они являются артхой, это наши ценности в материальном мире. Гнев – это ценность, иллюзия, гордыня, зависть, жадность... Жадность – это не ценность, что ли? Как без жадности можно тут существовать? Но когда мы становимся на путь бхакти, и путь бхакти значит, что мы поворачиваемся на 180 градусов, мы полностью разворачиваемся, мы пытаемся по-другому жить, строить свою жизнь в соответствии с другими ценностями, потому что мы хотим оказаться в другом состоянии сознания. Состояние сознания, которое есть дух, в котором Кришна будет разговаривать с нами, и в этом состоянии сознания ценности другие. Ценностью для нас является что? Любовь, смирение, терпение, доброта. И в материальном мире это тоже ценности, безусловно, люди ценят эти вещи, но одновременно с этим они ценят анартхи, и так как мы ценим анартхи, то когда нам приходится расставаться с ними, что мы делаем? Мы кричим: не отдам! Потому что мы думаем, что это артха, что это нечто нужное нам, что мы без этого не проживем, мы не хотим. Что мы прежде всего должны понять, когда приступаем к анартха-нивритти, так это то, что мы не хотим расставаться со своими анартхами, что врите, не врите, но с анартхами я не расстанусь, они мне нужны! Что даже в обществе преданных я не смогу без них прожить, потому что же иначе как?! Это же защитный механизмы наш. Анартхи – это нечто, что мы приобрели, это полезные вещи, которые мы приобрели, чтобы жить здесь, в материальном мире, и чтобы реализовывать свою программу на наслаждение в материальном мире. Но если мы хотим реализовать другую программу, более высокую программу, то от них надо избавиться. И поэтому, именно поэтому, потому что это анартхи, которые возникли в результате моего существования в материальном мире, Вишванатха Чакраварти Тхакур классифицирует их по какому признаку, по чему? По происхождению, по тому, откуда они у нас появились, по корню. По тому, насколько легко будет вырвать эти анартхи. У нас есть глубокий корень, мы держимся за все это, мы не хотим с этим расставаться, и очень важный принцип классификации, который он дает по тому, насколько легко от них избавиться. Он говорит, что есть четыре вида анартх по происхождению, по источнику: 1. Первые анартхи – это анартхи, которые появляются в результате греховной деятельности. 2. Другие анартхи появляются в результате благочестивой деятельности. 3. Есть анартхи, которые появляются в результате практики бхакти. 4. И есть анартхи, которые появляются в результате апарадх. И самые глубокие корни в нашем сердце пускают какие анартхи? Апарадхи, да. Первые два типа анартх очень глубокие корни пускают, но не такие глубокие. И вот тут нам нужно как следует подумать над этим: почему именно апарадха, от нее труднее всего избавиться? Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что есть пять степеней уничтожения анартх. Он говорит, что сначала анартхи частично уничтожаются, какая-то одна, две, три. Потом они уничтожаются массировано – это вторая степень. Третья степень: они уничтожаются почти полностью. Четвертая степень: они уничтожаются полностью, и пятая степень: они уничтожаются абсолютно. Он дает эти пять степеней уничтожения, и он объясняет, что анартхи, которые возникают в результате апарадх, на уровне бхаджана-крии, когда мы начинаем заниматься служением, уничтожаются только частично. На уровне ништхи они уничтожаются массировано, то есть где-то 75 % процентов их ушло, 25 % осталось. На уровне бхавы, когда человек достиг предварительной ступени любви, они уничтожаются почти полностью. На уровне премы они уничтожаются полностью. Абсолютно они уничтожаются только тогда, когда человек возвращается в духовный мир. Это самый глубокий корень, самая глубокая вещь: когда человек совершает оскорбление в процессе практики повторения Святого Имени или духовной практики – и помимо повторения есть шраванам, киртанам, вишнох смаранам и так далее, последствия могут быть самые печальные, потому что даже на уровне бхавы у человека остается возможность совершить апарадху. Рупа Госвами говорит, что даже когда человек достиг уровня бхавы, то есть он уже служит Кришне и у него есть любовь, даже тут тенденция совершать апарадхи еще остается. © Бхакти Вигьяна Госвами, 💿 Анартха-нивритти, Магдалиновка 2008, лекция 4 #бвгм #bvgm #бхакти_вигьяна_госвами